Погружения на Nitrox

На первый взгляд кажется, что и мы, и наши далекие предки все дышали одинаковым воздухом. По сути, наша атмосфера претерпела легкие изменения, связанные с техническим прогрессом, только за последнее столетие, оставаясь практически неизменной на протяжении миллионов лет существования Земли. Человечество дышит воздухом, содержащим около 21 процента кислорода.

Однако можно найти одно исключение: другой категорией людей являются... аквалангисты. Не имея возможности свободно дышать под водой, подобно рыбам, они придумали неплохой выход: изменили воздух, которым дышат. Газовые смеси, используемые при дайвинге, отличаются от воздуха нашей атмосферы. Они имеют ряд названий, и каждой отводится специальная роль. Наиболее распространенной газовой смесью для любительского дайвинга является НИТРОКС (NITROX).

Понимание концепции погружения на нитроксе требует некоторого знакомства с терминологией.

Для начала, термин "нитрокс" касается любой дыхательной газовой смеси, состоящей из азота и кислорода - как, например, обычный воздух.

Термин произошел от слов nitrogen (азот) и oxygen (кислород). Согласно этому определению, каждый из нас дышит нитроксом.

Поэтому в терминологии дайвинга нитроксом называют любую смесь азота и кислорода, оговаривая при этом процентное содержание кислорода. Также, в большинстве случаев, используются названия с индексом, такие как Nitrox I и Nitrox II.

При коммерческих и научных погружениях обычно используется нитрокс, содержащий менее 21% кислорода. Дыхательная смесь с содержанием кислорода более 21% носит название "обогащенного воздуха" (этот термин предпочтительнее), или Safe Air; также используется аббревиатура EAN (Enriched Air Nitrox).

Многие ныряльщики предполагают, что EAN является нововведением. Это не так: ему столько же лет, сколько и аквалангу.

Еще в 1943 Крис Ламберстен предложил для уменьшения времени декомпрессии аквалангистов заменять часть азота в дыхательной смеси дополнительным кислородом.

К 1959 часть военных операций с аквалангом проводились на EAN, и появились специализированные требования в Наставлении по водолазному делу Военно-морского флота США. Хотя нитрокс используется в военных, коммерческих и медицинских отраслях более 30 лет, организацией, ответственной за использование EAN, является National Oceanic and Atmospheric Administration (NOAA).

Сегодня опыт NOAA играет такую важную роль, что многие из ее рекомендаций и процедур стали стандартами для погружений на обогащенном воздухе в любительском и техническом дайвинге.

ДЛЯ ДАЙВИНГА НУЖЕН "ИЗМЕНЕННЫЙ" ВОЗДУХ.

Вы можете спросить, почему аквалангисты хотят дышать при погружениях "измененным" воздухом? Ответ простой. На земле воздух хорошо выполняет свою роль поддержания жизни при нормальном атмосферном давлении. Но если мы поднимаемся на большую высоту или опускаемся на глубину, то обычный воздух уже не справляется со своей задачей.

Уменьшенное атмосферное давление создает нехватку кислорода. К примеру, пилоты должны дышать чистым кислородом при полетах на большой высоте, и поэтому кабины реактивных самолетов герметизируются.

Погружаясь под воду, мы вынуждены мириться с определенными ограничениями. При любительских погружениях под воду эти ограничения связаны с одним из компонентов воздуха - азотом. Проблемы, связанные с азотом, это проблемы декомпрессии. Как долго водолаз может оставаться на глубине или как долго он должен снижать давление перед всплытием на поверхность, зависит от количества азота, растворенного в крови в течение погружения.

Используя обычный воздух, вы дышите смесью газов, содержащей около 79 процентов азота. В смеси EAN дополнительный кислород используется, чтобы заменить часть азота. Так, вместо дыхательной смеси, содержащей 79 процентов азота, обогащенная воздушная смесь может содержать 68, 64 или желательный процент в зависимости от запланированной глубины. Важно, что дыша EAN, организм поглощает азота меньше, тем самым увеличивая бездекомпрессионные пределы и, если необходимо, уменьшает время декомпрессии.

НЕ РИСКУЙТЕ НА САМОМ ДНЕ.

Преимуществами использования обогащенного воздуха в дайвинге часто называется обеспечение безопасности и увеличение времени погружения. Но на двух стульях, как известно, не усидишь: на самом деле EAN увеличивает или безопасность или время пребывания под водой, но не оба этих параметра вместе.

Несомненно, нитрокс может увеличить время пребывания под водой в некоторых случаях более чем в два раза. К тому же, используя EAN, можно сократить необходимый интервал на поверхности между повторными погружениями. Это возможно, поскольку аквалангист поглощает азота меньше, чем при таком же погружении на воздухе.

Важно осознавать, что при использовании нитрокса любого состава риск возникновения декомпрессионной болезни так же вероятен, как и при использовании воздушных режимов декомпрессии. Да, вы поглощаете меньше азота, но если вы увеличиваете время погружения, то риск декомпрессионного заболевания соразмерен с риском при погружениях на воздухе.

Несомненно, уровень вашей безопасности увеличивается, если вы используете нитрокс, но погружаетесь по воздушным режимам.

КОГДА ОТРАВИЛСЯ КИСЛОРОДОМ, ЗВЕНИТ В УШАХ.

Иногда нитрокс рассматривают, как панацею от всех бед. Но это не так. Помимо преимуществ, EAN имеет также свои недостатки.

Начиная с XVIII века известно, что человек не может дышать чистым кислородом под высоким давлением: это в конечном итоге приводит к нарушению функционирования центральной нервной системы, вызванному токсичностью кислорода.

Признаками отравления кислородом являются туннельное зрение, звон в ушах, тошнота, раздражительность, головокружение, подергивание мышц лица. Наиболее серьезным следствием кислородного отравления являются эпилептические конвульсии. При обычных условиях такие конвульсии не представляют угрозы для жизни, но под водой это может привести к гибели. Аквалангисты должны избегать обстоятельств, при которых возможно отравление кислородом.

Разные люди по-разному чувствительны к кислороду, и даже их собственная восприимчивость может меняться каждый день. Основываясь на опыте десятков тысяч погружений в течение многих лет, специалисты Военно-морского Флота США и NOAA давно определили специфические кислородные пределы допуска.

На сегодняшний день организации, культивирующие дайвинг на нитроксе, тоже приняли эти пределы.

Текущий рекомендуемый кислородный предел - максимальное парциальное давление - от 1,4 до 1,6 ATA (атмосфер) при дыхании не более 45 минут. Этот предел не имеет значения при любительских погружениях, которые ограничены глубиной 40 метров.

Нормальный воздух не достигает кислородного парциального предела 1,6 ATA фактически до глубины 70 метров. Проблема в том, что из-за их большего содержания кислорода смеси EAN достигают предела на меньших глубинах. Риск кислородного отравления, следовательно, появляется даже при любительских погружениях.

Например, предельная глубина погружения для Nitrox I (содержание кислорода - 32%) - 40 м, для Nitrox II (содержание кислорода - 36%) - 34 м. Превышение этих глубин подвергает аквалангиста такому же риску кислородного отравления, как и при дыхании воздухом на глубине более 70 метров!

ГЛУБЖЕ 40 МЕТРОВ ЛУЧШЕ НЕ НЫРЯТЬ.

Кислородное отравление является причиной наиболее важного правила при использовании обогащенного воздуха: аквалангисты должны твердо придерживаться предельной глубины погружения для используемой смеси EAN.

Все дайверы знают, что любительский дайвинг ограничен максимальной глубиной 40 метров, в первую очередь, из-за опасности возникновения азотного наркоза при погружении глубже этой отметки.

Погружения глубже 40 метров возможны и без возникновения азотного наркоза, но статистические данные ясно показывают увеличение риска возникновения декомпрессионной болезни при погружениях глубже 24 метров.

В результате, чтобы избежать неприятностей, некоторые аквалангисты рассматривают 40-метровый предел по глубине как условный.

Ряд сложностей, связанных с использованием обогащенного воздуха, не относится к вопросам дыхания. Речь идет о смешивании, получении и хранении газа. Процесс наполнения баллонов с нитроксом - потенциально опасный, к тому же он дороже, чем заполнение баллонов обычным воздухом.

Сегодня для обеспечения погружений на нитроксе при технологическом процессе изготовления EAN в основном используется чистый кислород, что связано с некоторым риском воспламенения, и к тому же взрывоопасно. Относительно недавно появилась новая технология получения обогащенного воздуха, основанная на применении полупроницаемой мембраны, которая буквально отфильтровывает избыточный азот из воздуха.

Таким образом, взрывоопасная концентрация кислорода не достигается. На эти системы возлагают большие надежды, связанные с устранением риска при изготовлении обогащенного воздуха, который был одним из основных препятствий популяризации погружений на нитроксе.

Высокая концентрация кислорода - немаловажная проблема с точки зрения безопасности. По технике безопасности при работе с газовыми смесями необходимо принимать специальные меры предосторожности, если содержание кислорода в смеси превышает 40 процентов. Они включают в себя достаточно ответственный процесс по обезжириванию.

Все оборудование, используемое в работе с обогащенным воздухом, должно разрабатываться в соответствии с необходимыми требованиями, соблюдение которых гарантирует от воспламенения. Эти требования называются "кислородной совместимостью".

НЕ ПЕРЕПУТАЙТЕ БАЛЛОНЫ.

Баллоны для нитрокса ни в коем случае нельзя путать с баллонами, в которые закачивается обычный сжатый воздух. Они могут использоваться только для обогащенного воздуха.

Поэтому маркировка на баллонах под нитрокс должна быть хорошо заметна и ясно читаема. Большинство центров, использующих обогащенный воздух, следует стандартам NOAA, согласно которым баллон имеет желтый цвет и широкую, шириной 10 сантиметров, зеленую полосу вокруг горловины. Кроме того, слово "NITROX" должно быть заметно и написано крупным шрифтом.

Являются ли преимущества EAN заслуживающими внимания на фоне проблем, с ним связанных? Это зависит от характера и типа погружений и от того, как EAN используется.

Для погружений не глубже, чем 18 м, в использовании нитрокса не имеется никаких преимуществ по сравнению с обычным воздухом, на этих глубинах вам не нужно увеличивать бездекомпрессионный предел. Хотя нитрокс теоретически будет расширять пределы, это не будет иметь практического эффекта. За исключением тех случаев, когда аквалангист использует несколько баллонов одновременно, воздух закончится намного раньше, чем будет достигнут бездекомпрессионный предел для нитрокса.

Для любительского дайвинга глубже 40 м нитрокс также не дает никакого преимущества. Из-за увеличения парциального давления кислорода использование Nitrox I фактически перестает быть безопасным на глубине более 40 метров. Применение Nitrox II не безопасно даже на глубине, превышающей 34 метра. Использование EAN для расширения бездекомпрессионного предела оправдано при погружениях в диапазоне от 18 до 40 метров.

Обогащенный воздух дает достаточно существенных преимуществ, для того, чтобы рассматривать его использование в этом диапазоне глубинны, в том случае, если вы обладаете достаточной квалификацией и твердо придерживаетесь правил погружений на нитроксе.

ДАЙВИНГ С ОБОГАЩЕННЫМ ВОЗДУХОМ - КАК РЫБА ПОД ВОДОЙ.

Однако, основное преимущество нитрокса - значительное повышение безопасности погружений в тех случаях, когда он используется вместе с воздушными таблицами погружений или компьютерами.

Поэтому обогащенный воздух заслуживает пристального внимания всех аквалангистов. При соответствующей подготовке, тщательном планировании и внимании, NITROX может на самом деле стать важным фактором увеличения безопасности дайвинга.

Наименование смесей:

С содержанием кислорода 32%, азота 68% - Nitrox I / EAN 68 / SafeAir 32

С содержанием кислорода 36%, азота 64% - Nitrox II / EAN 64 / SafeAir 36

С содержанием кислорода 40%, азота 60% - SafeAir 40

Бездекомпрессионный предел - максимальное допустимое время пребывание под водой со всплытием без специальных процедур (декомпрессионная остановка).

Парциальное давление - давление отдельно взятого газа в газовой смеси, зависит от процентного содержания и давления газа в целом. Пример: Обычный воздух с примерным процентным содержанием кислорода 21% и азота 79% при нормальном атмосферном давлении, равном 1 АТА имеет парциальное давление кислорода 0,21 АТА, азота - 0,79 АТА.