Погружение в затопленные корабли

Мы предлагаем вам отправиться вместе с нами в глубины моря к молчаливым свидетелям прошлого. Затопленные корабли - их поиск стал одним из последних больших приключений нашего времени. Затонувшие корабли -

захватывающие, таинственные и иногда даже опасные. Для того, чтобы ваше пребывание под водой закончилось благополучно, мы расскажем вам о том, как безопасно погружаются в затонувшие корабли.



Высота полета 900 м, температура воздуха за бортом + 28 C -такими просто идеальными условиями встречает нас побережье Флориды, США. То место, где сейчас находятся красивой формы и белые, как снег первоклассные яхты, примерно 450 лет назад было убежищем армады испанских завоевателей. Во многих затонувших кораблях навеки потеряны миллиарды золота и бриллиантов. Сейчас же это побережье является раем для всех искателей сокровищ, как, например, Килаго, Флорида. Уже ранним воскресным утром (примерно после 9 часов) здесь царит оживление. Команда известного американского аквалангиста Джо Кимбелла загружает "Джозефину". Объемный багаж говорит о том, что речь идет не о воскресной прогулке. Мы приглашены, чтобы понаблюдать за работой искателя сокровищ и вместе с ним погрузиться (под его опытным руководством) в обнаруженный им затопленный корабль.

Кимбелл показывает цель нашего сегодняшнего путешествия с наблюдательного пункта, расположенного на крыше его дома. Он построил его сам для того, чтобы можно было и с земли наблюдать за местом находки. Как только на побережье Флориды станет известно о местонахождении корабля, как тут же объявятся "кладоискатели" (грабители сокровищ). Вот уже 20 лет как бывший профессиональный пилот погружается в воды Флориды. Он полностью посвятил себя погружениям в затопленные корабли. У него нет постоянных членов команды, поэтому в его распоряжении находятся местные водолазы. Кимбелл очень осторожный человек и не хочет, чтобы помощники слишком много знали о кладе, который еще спрятан в морской глубине.

Сегодня нам предоставлены идеальные условия, которые необходимы для достаточной видимости при погружении в неглубокие водоемы - это слабый ветер и спокойное море. Обнаруженные Кимбеллом обломки корабля находятся на глубине менее чем 10 м. В то время как капитан держит курс на место расположения корабля, команда готовится к погружению, и быстро распределяет среди членов команды задания . Гости из Германии тоже не остались без дела. Здесь не могут возникнуть проблемы, т.к. оснащение уже знакомо и пластиковые канистры также и во Флориде служат для маркировки. Примерно через 30 минут мы приближаемся к обломкам, но где они находятся, мы не знаем даже сегодня. Кимбелл специально отключил спутниковые навигационные приборы и пеленгует место расположения при помощи маркировки, расположенной на берегу. Главным принципом здесь является полная неосведомленность помощников. Все команды отдает сам Кимбелл. После того как месторасположение затонувшего корабля было достигнуто, за борт выбросили канистры.

Мы не можем дождаться, когда же сможем погрузиться в воду, но, как известно, безопасность превыше всего. Ассистент Кимбелла - Брайен устанавливает флаг аквалангистов "альфа" и заводит бортовой компрессор. О перфекционизме немцев всем известно, так что наш гость Ульрих должен себя уверенно чувствовать.

Местные водолазы гарантируют безопасное погружение, ведь им известно даже о непредвиденных течениях. Джо дает своему гостю последние советы, фотографируется для местной прессы и погружается в холодное море. И под водой нас ждет фотограф. Каждое погружение Кимбелла с точностью документируется. Фотографии наряду с данными карт и заметками водолазов служат основанием для целенаправленных поисковых работ.

Сантиметр за сантиметром зондируется морское дно. Останки корабля разбросаны на большой территории, большей же частью они скрыты под донными отложениями. Более чем 300 лет назад шторм, сильные течения и приливы с отливами нанесли ущерб испанским галионам и погребли их на дне морском. Нужно обладать большой фантазией и еще большим опытом, чтобы из оставшихся шпангоутов получить полную картину о судах того времени.

Также и Ульриха Хестемайера охватила "золотая лихорадка". Часто звонил металлоискатель, что большей частью было вызвано заржавевшей обшивкой. В данном случае предпосылкой успеха и важнейшим качеством охотника за сокровищами является терпение. Очень велико бывает искушение сэкономить такое дорогое время при помощи техники. Даже Джо Кимбелл в своих поисках использует так называемый Malbox - это большая изогнутая металлическая труба, которая направляет давление воды от гребных винтов на морское дно. Струя поднимает вверх донные отложения и откапывает скрытые под ними золотые монеты и украшения. Это позволяет в относительно короткое время провести осмотр большей части территории.

Изобретателем этой техники был американец Мэл Фишер. С ее помощью он стал самым успешным водолазом в мире, занимающимся поиском кладов. В 1979 г он обнаружил испанский галион и сокровищ в нем на сумму в 300 миллионов $. Во время нашего погружения нам пришлось ограничиться этой находкой, которая, вероятно, служила испанским морякам того времени настенным украшением. Джо Кимбеллу повезло больше. Весной 1995 г он обнаружил этот золотой амулет, стоимостью в 75 тысяч $. Кроме того, у него большая коллекция сокровищ. Об их происхождении он говорит следующее: 15 июля 1733 года здесь, спустя два дня после выхода из порта Гаваны, затонул испанский флот. 300 лет назад этот маршрут был самым популярным, и каждый год мимо берегов Флориды проплывали испанские корабли, полностью нагруженные золотом. 21 из 22 кораблей этого флота затонуло во время шторма. На сегодняшний день нашли и идентифицировали только 17. Корабль, в который мы сегодня погружались, был флагманом испанского флота. Джо спросили о том, что еще не нашли 4 корабля, и ходят слухи, что здесь лежат необнаруженными еще 15 – 20 кораблей. По поводу этого, Кимбелл говорит, что, согласен, нужно обнаружить еще 4 корабля, а что касается слухов, то для выяснения их достоверности необходимо сотрудничество с историками и учеными. У испанцев имеются великолепные документы, например, старая карта, датированная 1733 годом, в которой показаны местоположения затонувших кораблей, что может существенно облегчить поисковые работы. Проблема состоит в том, что обломки полностью погружены под песком. Например, "Сан Хосе" находится под шестиметровым слоем песка в 3 милях от берега. Этот корабль, о котором существует более 20 различных историй, является центром притяжения для многих водолазов.

Ульрих Хестемайер очень любопытен и спрашивает Джо Кимбелла о планах, о технических и законных возможностях погружения с целью поиска сокровищ. Наш корреспондент прерывает их беседу и задает Ульриху пару вопросов:

- Принес ли день обмена опытом новые идеи относительно погружения в затонувшие корабли?

- Конечно принес. Погружение здесь, во Флориде, происходит не только ради удовольствия. Здесь также требуется соблюдение законов, которые очень строги, даже строже, чем в Германии. Хорошо, что с водолазами здесь тесно сотрудничают правительство, чиновники. Было бы хорошо перенести этот опыт и в Германию.

- А что касается применения техники для обнаружения затонувших кораблей, поднятия сокровищ. Они такие же как у нас в Германии?

- Нет, техника другая, в отличие от металлоискателя и цветового сонара. Так как у нас корабли лежат на очень больших глубинах, то их техника, которая работает на глубине до 10 м, нам не подходит.



Еще несколько слов к сказанному. Здесь, в Америке, очень много возможностей посвятить себя этому занятию, в отличие от Германии. Наш визит в музей Кембелла вознаграждает нас в любом случае. И на прощание вы видите великолепную вещь - 46 кг чистого серебра стоимостью 185 тысяч $.

А теперь назад в Германию. Здесь все время встает вопрос о затонувших подводных лодках. Где на дне Балтийского моря находятся еще затонувшие корабли? К концу войны около 20 кораблей подорвали себя, или экипаж открыл кингстоны. И з оригинальных документов ВМС все больше вытекает различной информации.

Итак, в этом районе потонуло около 30 - 32 кораблей. Согласно данным аквалангиста Хоффмана, который обнаружил здесь 16 кораблей и которые полностью совпадают со списком, на дне остались лежать еще 20.

Например, в этом районе затонуло около 30 - 32 кораблей, из которых нашли только 16. Большая часть информации из-за царившего в послевоенное время хаоса затерялась(как в лучших традициях логических игр). В то время заботились о другом - освободить многочисленные входы в гавань. Например, около 25 больших затопленных кораблей загораживали вход в гавань Цвиннемюнде. Известным среди них был линейный корабль "Шлезия". Спасательные работы длились около 7 месяцев. Вдоль берега от Цвиннемюнде до Висмара находилось еще около 200 кораблей, большую часть из которых позже подняли.

Постоянный сырьевой дефицит делает человека изобретательным. В 50 - годы подняли около 18 больших кораблей и сделали их опять мореходными.

Но большая часть осталась лежать навеки под водой. Самый известный из них - это круизный корабль "Вильгельм Густлов", который должен был служить для отдыха на море немецких рабочих. Закладка его на стапеле произошла в августе 1935 г у Блюменфорста в Гамбурге. Весной 1938 г громадная масса с количеством пассажиров в 1600 человек первый раз отправилась в южном направлении. Спустя 7 лет, 30 января 1945 года "Густлов" с 6000 пассажиров на борту затонул после нападения советской подводной лодки. Его обнаружили только в августе 1991 года, спустя 46 лет. В первый раз удалось команде немецких аквалангистов под руководством Ульриха Хестемайера почти полностью задокументировать останки корабля. Для того, чтобы осмотреть части разрушенного корабля понадобилось, 18 погружений.

По всей вероятности, мы находимся у поручней внешнего борта, ниже средней жилой палубы. Задняя часть корабля увешана сетью, которая для нас и рыб представляет большую опасность. Видимость здесь очень плохая, так что не всегда можно понять, что же сняла камера. Этот штурвал не мог сохраниться, ведь при крушении капитанский мостик был разрушен. Вероятно, мы очутились в складском помещении, и речь идет о запасном штурвале. Подорвали корабль три торпеды. Первая попала впереди, прямо под длинным окном в носовой части корабля. Здесь располагались каюты команды, которая отвечала за спасательные лодки, но сразу же после взрыва люки закрылись, и никто из команды не смог выйти. Вторая торпеда сдетонировала в бассейне, третья разрушила машинное отделение. В 22 часа 18 минут "Густлов" затонул с поднятой вверх кормой. В момент крушения сработало все освещение корабля, включая сирену, и это призрачное завывание заглушило предсмертные крики пассажиров. Итог этой катастрофы - погибло около 5 тыс. людей, среди них 3 тысячи детей и почти 2 тысячи женщин; удалось спасти только 1252 человека.

Немного отойдем от свидетелей этой трагедии и займемся каждый своим делом - для съемок нужно вставить новую кассету. Необходимой предпосылкой для достижения хорошего результата является тщательный уход за оборудованием камеры. Но вернемся к нашим кораблям. Весна 1945 года - тысячи беженцев покидали страну через Балтийское море и становились легкой целью для советских штурмовиков. Около 600 кораблей - от маленьких паромов до крупнотоннажных кораблей - потонуло. Один из таких кораблей разбудил наше любопытство, оказавшись случайной находкой. В своих поисковых работах мы часто наталкивались на корпусы кораблей, которые не были указаны на картах, часто ими оказывались только стальные плиты. Но то, что мы встретили здесь - оказалось хорошо сохранившимся кораблем. Даже после нескольких погружений судьба этого корабля остается для нас загадкой. Все время возникают вопросы - как он сюда попал? Куда он должен был плыть? Какой груз имел и какое задание выполнял? В том случае, если данных подводных исследований не хватает, помогают архивная и музейная информации.

В воскресенье нам представился случай, расширить наши теоретические знания. Эта шведская передвижная выставка занимается исключительно такой тематикой, как местонахождение кораблей, их спасение и профессиональная (специальная) консервация. С 1745 года прямо у входа в гавань своего родного

города лежит "Гетеборг", который был полностью разбит в течение нескольких недель. Сегодня обломки корабля лежат разбросанными на территории 1000 м2. В середине 80 - х годов установили их точное местонахождение и принялись за спасение груза. Поднять удалось 6 тонн фарфора, который большей частью разбился; но среди них удалось спасти целыми 320 штук фарфоровых изделий и почти полностью подняли пушки, которые нашли вблизи острова Рюген. Если что-то и можно спасти за последние 500 лет, так это большей частью пушки. Эти массивные орудия, кажется, сделаны на века и после хорошей консервации могут еще выдержать 500 лет. Но прежде чем что-либо законсервировать (сохранить), нужно хоть что-нибудь найти. Поиски затонувших кораблей кажутся непосвященным людям всегда большим приключением, хотя могут и отнять много времени. Здесь может помочь современная техника, например, цветовой сонар (Farbsonar) на борту. Сегодня компьютерная техника открывает все новые возможности. Специальная морская карта в состоянии привести поисковое судно почти автоматически к заданной позиции. Приключением для нас является применить эти хорошо рассчитанные данные в управлении кораблем. Как говорят "упражнение - мать учения". В основном двигаешься в виртуальном - воображаемом пространстве, следуя точным заданным координатам. Все время устанавливается новый курс. Поиски уже длятся почти 6,5 часов, и это может любому испортить настроение. Для большей достоверности еще раз сверимся с обычной морской картой. Прошло еще два часа. Внимание ослабевает, но кругов на экране не становится меньше. Управление берет другой, может быть, ему улыбнется удача. Чтобы больше не терять времени, к спуску готовится первая поисковая команда. Уже прошло 11 часов, а мы не получили никакого сигнала. Вдруг то, что появилось на сонаре, обещает успех. Лодки, конечно, уже наготове и нужно еще раз проверить данные цветового сонара.

Осторожность превыше всего. Данные нужно записать прямо на планшет сонара. На глубине 43 м нас ожидает затонувший корабль, на который мы не рассчитывали. Это оказалось датским рыболовецким судном, которое, согласно мнению опытного аквалангиста, попало сюда совсем недавно. Рыболовецкое судно так хорошо сохранилось, что на ней можно очень хорошо разглядеть все надстройки. Единственно, что осталось непонятным - как и почему оно здесь потонуло. О своей находке мы уведомили датский морской флот и позже должны будем прояснить ситуацию. Но о том, чтобы продолжить погружение, не могло быть и речи - оставалось 40 минут до захода солнца.

Нам пришлось долго покопаться в архиве, чтобы найти это фото. Только через 1,5 дня мы нашли русскую подводную лодку – противолодочную подводную лодку, 1952 года постройки. Прототипом ей служила немецкая подводная лодка, тип 21. Как попала сюда эта подводная лодка – особая история. Предприниматель из Швейцарии, занимающийся разборкой судна на лом, приобрел 3 подводные лодки Балтийского флота и хотел продать их на международной ярмарке металлолома. Его ошибка состояла в том, что он не принял в расчет капризы Балтийского моря. Норвежские буксиры тащили через штурмующее море уже небоеспособные подводные лодки. Недалеко от датского острова Борнхольн море стало таким бурным, что вода стала постоянно заливать одну из лодок, и через пол часа она затонула на 28 метровой глубине. Спустя несколько месяцев, датские ВМС установили местонахождение этой подлодки, осмотрели ее и пришли к выводу - оставить корабль на месте. Спасательные работы будут стоить больших денег. Теперь за дело взялись страховые компании. Они до сих пор спорят, ведь речь идет о так называемой компенсационной сделке.

Предприниматель из Швейцарии заплатил за три подлодки 10 тысяч швейцарских часов, из которых Русские до сих пор не получили 3500.

Наша скорость составляет 7 узлов. И если погода будет сопутствовать, то поездка займет 6 - 8 часов. Надеемся, барометр будет придерживаться того, что он обещает, но, не смотря на это, рассчитывают возможные отклонения от курса. При спокойном море, согласно подсчетам Михаэля, переход будет длиться 8 часов - просто черепаший шаг по сравнению с океанским лайнером. Это очень кстати, настало время для чистки окон. Наш курс - Нехель - маленький рыболовецкий порт на юго-востоке острова Борнхольн. После 5 часов наконец-то можно сделать остановку. Здесь у нас появляется возможность посетить маленький музей затонувших кораблей, расположенный в этом портовом городе.

Около 150 лет, вплоть до 1975 года, здесь на острове занимались профессиональным водолазным делом. Сотни экспонатов из прошлого столетия украшают подвальные помещения. Удивительно, как много кораблей вокруг этого острова село на мель или потонуло за последние 100 лет. 10 января 1993 года, в 10 часов 53 минуты - польский паром "Ян Сибелиус" затонул в 20 милях северо-западнее острова Рюген. Первый сигнал бедствия поступил в 4 часа 53 минуты с сообщением об очень сильном штормовом ветре, груз постоянно съезжает. Есть угроза кораблю опрокинуться вверх килем. 15 минут спустя - сигнал тревоги пропал. Результат этой трагедии - 34 пассажира и 20 членов экипажа утонули в ледяных волнах Балтийского моря. Спустя 6 месяцев и именно на этом месте мы смогли прочувствовать "белоснежного Ганса" (штурмующее Северное море). Здесь в волнах треугольника Аркона это очень часто происходит. Мы постепенно приближаемся к первому обломку, но о погружении не может быть и речи. Несмотря на туман, это был удобный случай, чтобы установить точное положение "Сибелиуса". Спустя два дня нам предоставляется еще один шанс спуститься к кораблю.

Наш корреспондент спрашивает Ульриха Хестемайера:

- Вы погружаетесь одним из первых в затонувший паром "Ян Сибелиус". Что вы при этом чувствуете, ведь раньше вы погружались в древние

корабли, а здесь предполагают наличие трупов?

- Да, конечно, здесь есть трупы. Т.к. они находятся здесь долгое время, то зрелище это не из приятных. Было бы хорошо, если бы их вообще не было. Давайте закроем эту тему.

- Вы, конечно же, попытаетесь выяснить причину и обстоятельства гибели парома, местоположение его на дне моря, вытекло ли масло, имеются ли на корабле химические вещества. С чего же вы начнете?

- Прежде всего, нужно установить, нет ли какой либо опасности, т.к. корабль очень сильно разрушен, все перевернуто вверх дном.

- Вы будете погружаться в корпус корабля?

- Я решу это, после того, как осмотрю корпус корабля, т.к. существует опасность, что части корабля могут обвалиться.

Оли, профессионал своего дела, совершил более 500 погружений, но в данном случае речь идет не об обычном деле (Rutinensache) Мы все время убеждаемся, что даже корабли, о судьбе которых знает каждый, обладают особой силой притяжения.

Место встречи, как и рассчитывали, прямо у одного из двух винтов. Немного дальше, примерно через 20 м, появляется первый перевернутый грузовик, второй норвежский, зажат между двумя соскользнувшими контейнерами. Впереди, примерно через 15 м, камера запечатлевает лежащие вдоль и поперек другие трейлеры-контейнеры. Паром лежит на левом боку.

Бросив первый осторожный взгляд, и не заметив ничего особенного, мы плывем дальше в направлении капитанского мостика. Эта часть корабля пострадала больше всех. Стальной борт корабля разрезало легко, как торт. Бросив взгляд на кабину, видишь, что стол и гардины находятся на прежнем месте. А это камбуз. Полосы целлофана привязаны к поручням. Нам до сих пор не известно их назначение. Неповрежденными остались оба штирбортных фонаря. Одно из двух окон каюты до сих пор выдерживает сильное давление. Капитанский мостик возвышается примерно на 3 метра.

Главная приборная доска полностью вырвана, на своем месте осталась только запасная. Какая же трагедия здесь произошла! В память о 54 жертвах крушения возложен венок от шведских водолазов.

Известно, что любое погружение пройдет так хорошо, как к нему подготовишься, поэтому необходимой и важнейшей предпосылкой любого успеха является точнейшее планирование. Так, например, при помощи пронумерованных сигнальных буев можно определить точное местоположение. Необходимы также точные подготовительные работы, когда речь идет о взрывчатых веществах под водой. Например, мы получили запрос из порта г.Висмар как можно быстрее поднять находящиеся там со времен второй мировой войны ящики с боеприпасами. Сначала мы, конечно же, были в полном восторге, т.к. обнаружение боеприпасов всегда было увлекательным и интересным заданием. Но после того, как мы тщательнее обо всем расспросили, нас стали одолевать сомнения. Эта работа предназначена только для профессионалов. Но после нескольких телефонных звонков ситуация прояснилась. В ходе запланированного расширения порта управление города Висмара уполномочило водолазов спасателей одной из крупных фирм осмотреть дно моря на наличие боеприпасов. При этом натолкнулись еще на 5 деревянных ящиков. Так как надписи и опознавательные номера ящиков можно было еще легко прочитать, то очень скоро стало ясно, что речь идет не о боеприпасах, а о составных частях станкового пулемета.

Итак, находка оказалась не такой уж и опасной. Через 12 минут мы достигли заданного местоположения - прямо у главного фарватера. Т.к. отсюда выходят в море большие корабли, то определенная доля риска существовала. Очень важно, чтобы один из наблюдателей постоянно поддерживал контакт со шкипером с надувной лодки. Сегодня нам не повезло - видимость была просто ужасной. Также приглашенная для ограждения входа в гавань речная полиция могла вскоре уехать. Спустя два дня нами была предпринята еще одна попытка. Сегодня мы уже знаем, что мы искали совсем не в том месте. Место затопления находится намного дальше. К сожалению, море на внешнем рейде не такое спокойное, как нам бы хотелось.

Чтобы облегчить нам задачу и для экономии наших сил, три поисковые команды после двух часов поиска в мутных водах находят один из ящиков.

Одним из девизов успеха под водой является терпение, к тому же при дальнейших поисковых работах помогает и исследование близлежайшей местности.

Необходим специальный подъемный "парашют", иначе все хлопоты будут напрасными. Находясь на корабле, мы переносим погрузку этого ящика в мелкие воды, чтобы легче было погрузить этот ящик в лодку. Этот ящик не представляет собой ничего особенного - только обычное дерево и много тины. И только спустя некоторое время выяснилось, что эта работа была излишней. Но все же, во время этих спасательных работ мы тоже многому научились.

В США нам было много проще. Искусственно потопленные у берегов Флориды корабли, число которых превышает 120, предлагают как начинающим, так и профессионалам все возможные трудности, связанные с погружением в затопленные корабли. Предусмотренные в качестве искусственных барьерных рифов корабли являются, как правило, очень безопасными для погружения. Но будьте осторожными - из-за переменного течения они могут жить своей жизнью. Погружайтесь только в хорошо просматриваемые корабли и не переоценивайте погружение, ведь это не просто развлечение и отдых в красивом портовом городе. Убедитесь в точном месте расположении корабля, ведь большинство из них меняют свое местоположение каждые две недели. И само собой разумеется - никогда не погружайтесь один - особенно в незнакомые корабли. Постарайтесь получить удовольствие от погружения, стресса хватает и дома. Прежде чем рискнуть погрузиться в корабли, находящиеся на больших глубинах, необходимо, по меньшей мере, провести 25 погружений в корабли, находящиеся неглубоко. Погружение в затопленные корабли является королевской дисциплиной водолазного спорта. От вас самих зависит, чтобы одно из последних великих приключений стало для вас и безопасным.

Еще раз об основных правилах погружения. Так будет правильно. В первую очередь обговорите возможности погружения. Затем запишите необходимую информацию в специальной подводной табличке, например, положение, очертания и входы в корабли. В качестве примера вам может служить ваш партнер. Далее, никогда не погружайтесь в незнакомый корабль без ходовой катушки, ведь заранее не знаешь, что поджидает тебя за ближайшим углом. Находясь внутри, первым делом сориентируйтесь. Запомните характерные предметы, как здесь, например, судовая машина, а также те ориентиры, которые находятся на дне. К мерам предосторожности относится также проверка всех входов, держатся ли старые шкоты и могут ли они при переменившемся течении захлопнуться. Основным предметом оснащения, служащим для безопасности, является приспособление, подающее сигналы. Его слышно очень далеко под водой, и в случае необходимости он может вызвать необходимую помощь. После каждой спасательной операции проверьте консоль приборов, для того, чтобы можно было уверенно продолжить погружение. Нейтральная плавучесть - главное условие погружения.

Эта маленькая, но очень важная, неожиданность под водой служит указанием всем - тот, кто не придерживается правил, тот сам виноват.